Сергей Шнуров: «Это заблуждение, будто «Ленинград» – сборище негодяев»

Группа Ленинград. 2003 год. 1. Сергей Шнуров (Шнур) - солист; 2. Андрей Антоненко (Андромедыч) - туба, клавиши, аккордеон, подпевки, аранжировки; 3. Вячеслав Андреев (Севыч) - перкуссия; 4. Александр Пузо - большой барабан. Подгруппа «Ленинграда» группа Spitfire Интернет
«Это заблуждение, будто «Ленинград» - сборище негодяев», - говорит о себе и своих коллегах лидер новой музыкальной волны скандальный Сергей ШНУРОВ.
Поделиться в соцсетях:

«Это заблуждение, будто «Ленинград» – сборище негодяев», – говорит о себе и своих коллегах лидер новой музыкальной волны скандальный Сергей ШНУРОВ.

ЛЕНИНГРАД

1. Сергей Шнуров (Шнур) – солист;
2. Андрей Антоненко (Андромедыч) – туба, клавиши, аккордеон, подпевки, аранжировки;
3. Вячеслав Андреев (Севыч) – перкуссия;
4. Александр Пузо – большой барабан.
Подгруппа «Ленинграда» группа Spitfire

ЧАСТЬ 1. МОСКВА

Сергей Шнуров модный 2003 год

Чем больше я просматривала информации о группе «Ленинград», готовясь к интервью, тем меньше и меньше оставалось запала. Посудите сами! Если Шнуров на концертах может себе позволить то штаны снять, то гитару разломать на глазах у всех, Ч Т О ему стоит разбить о мою голову ну хотя бы диктофон? Эта встреча «попахивала» РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ.

Место встречи выбрали более-менее безопасное. Здание суда. Куда он должен был приехать на очередное заседание. (Хедлайнер новой российской музыкальной волны Шнуров пытается отсудить авторский гонорар у звукозаписывающей компании «Гала рекордз» (Gala Records).)

«Ну уж, – успокаивала я себя, – хотя бы в таком месте культовый певец и композитор должен появиться трезвым и серьезным». Оставалось только самое сложное – узнать его. Вне сцены. Трезвого. И похитить Шнурова из этого «логова справедливости» хотя бы на час. Официально: «чтобы пива попить…» Разговор начался еще в машине.

– Почему твои концерты в Москве до сих пор официально запрещены?
– Этот вопрос скорее к Юрию Лужкову, чем ко мне. Группе «Ленинград» запрещено выступать в Москве, и все! Есть некое официальное письмо, в котором по поводу нашей группы написано: «Не рекомендовано». Почему? Кем? Непонятно. А тратить свое время на выяснение этих вопросов я не хочу. Я не хочу Б О Р О Т Ь С Я за право выступать в Москве. Запрет хорош тем, что один раз запретил – потом боятся все. Поэтому нас и не приглашают ни на фестивали, ни на большие концерты. Если только в частные клубы либо на корпоративные вечеринки…

– Откуда ты так хорошо знаешь Москву?! Тебе же здесь появляться запрещено?
– Это же с концертами! А так я в Москве часто бываю. Вон здесь живет мой друг Кузьма. Вернее, его Леша зовут.

Шнуров неожиданно замолчал.

До пивного ресторана оставалось рукой подать. Пройти два дома и винный магазинчик.

– А-а-а… вот в этом магазинчике мы с Лехой (который Кузьма) обычно водку покупаем! – снова засветился Шнуров.

– Водку-то какую предпочитаете брать?
– Я?! – Шнуров даже удивился от неожиданности. – Качественную! В этом магазине, чтоб ты знала, водка всегда качественная…

– А вкусная?
– Да. Только я в последнее время сижу на винце. А раньше каждый день пил вискарь. До вискаря – текилу. До текилы – водку.

– А до водки? Знаешь, как в анекдоте: заходит девушка в бар. Бармен спрашивает: «Что будете пить – водку, виски, текилу, шампанское, вино, пиво?» Девушка отвечает: «Ой, даже не знаю! Все такое вкусное!»
– Да-да-да, – Шнуров наконец-то заулыбался. – Когда-то, лет в семнадцать, я дал себе слово «пить каждый день». И до сих пор стараюсь этому следовать. Такой вот АЛКОГОЛЬНЫЙ СТОИЦИЗМ.

– Сереж, неужели тебе вообще ничего неинтересно вне алкоголя? Вот мы сейчас сидим с тобой оба трезвые… хм… пока… Скажи честно, тебе скучно со мной разговаривать в данный момент?
– Да нет, почему, нормально.

Сергей Шнуров модный 2003 год

– А зачем же тогда обязательно пить?
– Нравится мне это, поняла? И поверь мне, это не самое последнее дело на свете! Я пью из-за слишком трезвого отношения к жизни. Когда не пьешь, начинается мучительный самоанализ, который мне совершенно не нужен! Я хочу закончить жизнь по собственной воле. Я не хочу лежать в 80 лет на кровати, разбитый параличом. Лучше умереть в пьяной драке, но в сорок!

– А ты что, склонен к суициду?
– Да. И попытки были. И вот, чтобы больше «не склоняться», еще раз повторюсь, что «пью каждый день». Хотя бы пиво. Как сейчас.

Сергей снова «ушел в себя». Весь сжался. Закрылся. Достал сигарету и нервно закурил. Нужно было сделать паузу и переждать. Я уже этому практически научилась. Я тоже налила себе. Чаю.

– Понимаешь, у меня и со здоровьем проблемы… А к врачам я не хожу. Потому что не верю! Фрэнк Синатра выпивал каждый день литр «Бурбона». Когда он приходил к врачу жаловаться на печень, врач рекомендовал ему изменить образ жизни. На что Фрэнк Синатра отвечал: «Вы плохой врач».

– Так ведь Синатра пил «Бурбон»! Это дорогое хорошее виски!
– Сейчас я вообще очень мало пью. Работы много. Сплошные концерты. Гастроли. Вот на днях едем в Германию. Потом возвращаемся и сразу – в Норильск. Вообще занятия музыкой меня очень увлекают в последнее время. И если я не бываю на студии более пяти дней, меня начинает грызть такая тоска!

– А чем же ты был увлечен до этого?
– Ой, я много чего успел в этой жизни попробовать! В семнадцать лет мне не хотелось идти в армию, и я поступил в Инженерно-строительный институт. Потом надоело. Бросил… В семнадцать лет нереально успеть понять, кем ты хочешь быть.

– А это правда, что ты учился в Духовной академии?
– Да. Три года. Потом ушел.

– Потерял веру в Бога?
– Да нет. Просто, где бы я ни учился, я учусь не ради диплома, а ради интереса. А интерес к Богу у меня не пропал. Наоборот, с каждым годом все возрастает. Мы тут на гастролях познакомились с одной английской группой…Так вот у них все песни про Страшный суд…

– А вот интересно, «расстегнуть ширинку и показать… кое-что со сцены…» – это как, с точки зрения Страшного суда?!. Это правда?
– Я тут еще кое-что прочитал про себя, что я на концерте «мочился в зал»… Все это совершенное вранье!

– Но ширинку-то расстегиваешь раз от раза?
– Нн-ну… бывает!

– А зачем? Раздражает тебя что-то или это такой «творческий зуд»?
– Это… вообще… не раздражение. Это то, о чем не стоит писать! Собственно говоря, этим сейчас никого не удивишь!

Сергей Шнуров модный 2003 год

– А зачем же делать это раз от раза на концертах?
– …Уф-фу-фу…

– Признайся честно, есть девушки, которые по каким-либо причинам на тебя «в обиде»?
– Да. Есть. Когда появляются навязчивые поклонницы, я их ставлю в тупик своими откровенными предложениями. Причем без всяких прелюдий.

– Почему все-таки ты все время в этих пресловутых спортивных штанах? Разного цвета. Разного дизайна. Сегодня вон в желтых…
– Спортивные штаны?! Ну, мне кажется, что это некий китч. Это… это…

– …как «кепка Лужкова»?
– Ну можно сказать и так… А потом все, чем я занимаюсь, очень похоже на спорт. В занятии музыкой очень много параллелей со спортом. Репетиции – это тренировки. Выступления – это матчи. Призы опять же…

– Где ты видел настоящих спортсменов, которые выступали бы на соревнованиях в пьяном виде?
– Н-да… ты поставила меня в тупик.

– Ура!
– Но пить я бросать все равно не собираюсь. Мне это нравится. И пить. И курить. Я тут вычитал у Сержа Гинзбура, что философия его жизни укладывается в три слова: «Алкоголь». «Сигареты». «Женщины».

Сергей Шнуров модный 2003 год

– Давай поговорим о женщинах…
– О-о-о… женщины, это такие сложные животные, что…

– Ну спасибо тебе, Сережа! А я-то думала по наивности, что «сложные животные» – это мужчины… Откуда такой словесный геноцид?
– Это не геноцид. Это правда. А вообще в душе я феминист. И мне очень нравится наш новый губернатор Валентина Матвиенко. Хорошая женщина. И еще я за то, чтобы женщины служили в армии…

– …А мужчины занимались музыкой…
– …Да-да-да.

– Если честно, очень бы хотелось прийти на концерт группы «Ленинград», проходящий в безопасной ТРЕЗВОЙ обстановке.
– Это возможно только в Санкт-Петербурге.

– Почему?
– Приезжай – узнаешь!..

ЧАСТЬ 2. ЛЕНИНГРАД

Ленинградская «шнуровка» состоялась только через месяц: у группы «Ленинград» были непрерывные гастроли. И все же на питерскую «шнуровку» я попала.
– Сегодня у нас здесь закрытый концерт. Только для своих, – сообщал мне тихо и спокойно питерский интеллигент Сергей Шнуров. – Я настоял на том, чтобы сегодня на сцене был весь состав «Ленинграда»: «от» и «до»… Многовато, конечно, но ничего не поделаешь – такая вот сложная музыкальная матрица. Только внутри основного состава группы есть несколько подколлективов, работающих автономно. Например, группа Spitfire, которая осталась полным составом в «Ленинграде» после записи альбома «Пираты ХХI века». Все семь человек – Андрюха, Владик, Илья, Денис, Костя, Гришаня и Ромка. Я этому только обрадовался. А вообще… ПРОСТО ТАК в группу «Ленинград» никто не попадает.

– А что нужно делать для того, чтобы попасть в группу «Ленинград»?
– Ну прежде всего каждый музыкант в моей группе – это хороший человек! Это для меня самое главное. А уже потом я смотрю, как человек играет, есть ли у него профессиональное образование либо нет.

– А кто там у вас такой по фамилии или прозвищу Пузо?
– Пузо – это Саша. Человек, которого я знаю лет, наверное, 10. Или даже больше. Мы вместе учились в одном институте. Он профессиональный архитектор. А «Ленинград» – это для него т а к, небольшое хобби. Однажды на его день рождения мы играли всем составом у него во дворе.

– А почему в твоей группе нет девушек? Они, наверное, стесняются петь матерные песни?
– Ну почему? В последнем альбоме поет девушка Наташа.

– А ты когда-нибудь писал раньше музыку специально для женщин?
– Да, у меня есть проект (Диоды), в котором поет Земфира. С Земфирой нас познакомил журнал «Афиша». Она умная понимающая девушка. Совершенно адекватная и вменяемая. Она не обиделась. На «обиженных» воду возят! А вообще, конечно, меня мало кто любит!

– Запутаться можно в ярлыках, которые на тебя навесили!.. Ты КАКОЙ все-таки: рокер, альтернативщик, шансонье?
– Я абсолютно не рок-музыкант! Рок – это стиль музыки XX века, который давно уже умер (стиль и век). Это некая гитарная музыка под некие барабаны. То, чем я занимаюсь, можно, скорее всего, назвать «культурным проектом». Я не думаю о музыкальных стилях, когда пишу музыку. Я легко себя чувствую и в рэпе, и в «ска»… да в чем угодно в принципе! Мне интересно делать некую «культурную революцию», не ограничивая себя ни в чем!

– Как ты стал писать музыку для кино?
– О-о-о, это вопрос из области парапсихологии… Произошла «материализация чувственных идей». Я всегда хотел заниматься музыкой для кино, и все получилось само собой. Позвонили – спросили: «Хочешь поработать?» – «Хочу». Недавно вон написал несколько песен для нового фильма, рабочее название которого «Игра мотыльков». Кстати, там, на студии, я познакомился с актрисой Оксаной Акиньшиной, которая сыграла одну из главных ролей в фильме Сергея Бодрова «Сестры».

Сергей Шнуров гламурный 2003 год

– Как ты за ней ухаживаешь, цветы-то даришь?
– Не-а, она не любит цветов.

– А что она любит? Твои песни?
– Ну-у-у теперь уже да… Вернее, ненавидит, поскольку ей приходится слушать их чаще, чем хотелось бы…

– Не мешает все это концертам?
– Да мы вообще концерты играем очень редко. Если «заигрываться», то это уже будут халтура, конвейер, музыкальная фабрика. Поэтому очень часто приходится отказываться от предложений, поступающих из различных мест. Хотя мы уже успели почти всю Европу объездить. В Германии бываем достаточно часто. В Америке были несколько раз. Вот после Нового года опять собираемся в Германию. Ну и регионы нас любят. Только Москва блокирует.

– Как принимают группу «Ленинград» за границей, и не поступали ли тебе предложения остаться там жить или работать?
– Нормально. С теплотой. Много русских людей, уехавших за границу, приходят на концерты. Поглазеть на нас – «российскую экзотику». Зал есть зал. Но лучше всего меня, конечно, принимают в Санкт-Петербурге. А по поводу уехать за границу… Я такие предложения даже не рассматриваю. Я люблю город Ленинград. Это мой город. Моя родина. Куда я без него? Предложений о переезде я не запоминаю.

– Ты не собираешься свой «Ленинград» переименовать в «Санкт-Петербург»?
– Я – нет. «Ленинград» – это смена представления. За этим понятием «Ленинград» скрывается множество смыслов. В нем и наше героическое прошлое. И чудом уцелевший город во время блокады. Ленинград – это люди с горящими глазами и автоматами в руках. Это дерьмо, вылетающее из окон. Это люди, поедающие других людей. Современный каннибализм.

– Почему же тогда, если вы такие жгучие патриоты своего города, вас не было на празднике 300-летия города на Неве?
– Я не участвую в официальных городских мероприятиях. Праздник для меня – это когда играет «Зенит». Вот тогда я прихожу с друзьями – с Женей Федоровым ( лидер группы «Текилаjazzz») и Севой Андреевым – на Петровский стадион и радуюсь. Болею за «своих».

– А как ты думаешь, почему все вокруг так болеют, переживают за тебя? Поддерживают, несмотря на то, что ты раз от раза хамишь, ведешь себя несдержанно?
– Мне кажется, что меня любят за искренность.

– А ругаться матом со сцены – это тоже «последняя степень искренности»?
– Слышать и замечать в песнях группы «Ленинград» только матерные слова – это слишком поверхностный подход. Глупость. Это абсолютное заблуждение, что «Ленинград» – всего лишь сборище негодяев, хулиганов, матерщинников. Нас уже все замучили с этой ненормативной лексикой! Проще надо относиться к этому. Проще!!! Да, мы все тут не ангелы, а скорее, наоборот. И заявляем открыто: да, мы ругаемся матом! Мы – циники! Отстаньте! Что тут такого-то?! Ты не ругаешься? Не поверю ни за что! Иначе тебя бы здесь не было! Разве у нас в стране есть еще какая-либо «речевая альтернатива»? Каждый российский человек цепляется за мат, как за спасательный круг, чтобы не пропасть в водовороте жизни! И вообще это не стоит того, на чем нужно делать акцент, рассказывая о «Ленинграде» или посещая наши концерты. Мат используется в песнях сознательно! Таким образом проверяются люди. «Наши» либо «нет». Своеобразный психологический тест. Быстро в «Ленинград» еще никто не попадал. Ни один человек. Если не ругается матом, пускай даже близко не подходит! Вот такой вот мы «необычный коктейль» из мата + джаза+ алкоголя. А в сумме все это = «Л + Е + Н + И + Н + Г + Р + А + Д». Да, чтоб нас понимать, еще человеку необходимо чувство юмора…

– В чем заключается «мода на Шнурова»?
– В легком отношении к жизни… правда, так бывает, что эта легкость НЕВЫНОСИМА!

«Шнуровка» – 1) Разговор со Шнуровым. 2) Прослушивание песен и музыки Шнурова. 3) Тайная встреча со Шнуровым.
«Шнурки» – люди, которые слушают песни и музыку Сергея Шнурова.
«Зашнуровать» – застать, подловить, зафиксировать Шнурова, поговорить с ним.
«Раcшнуровка» – 1) Потеря диска группы «Ленинград». 2) Перемена жизни к лучшему. 3) Также рекомендуется использовать как синоним понятия «культурный разговор», «тихая плавная беседа», «долгий скучный текст без матерщины», «красивые слова», «эфемерность». 4) Когда Шнуров НЕ приходит.
«Раcшнуровать» – сказать или сделать что-либо из ряда вон выходящее, чтобы смутить Шнурова или заставить его хотя бы улыбнуться.
«Футбол» – праздник, который нельзя не справлять. В отличие от дня рождения – это «официальный праздник» композитора Сергея Шнурова.
«Женщины» – сложные животные.
«Конъюнктура» – творчество С. Шнурова. Он так считает сам. «Ну, может быть, кроме отдельных последних песен…»
«Хорошая полезная конъюнктура» – последняя книга В. Пелевина («конъюнктурщик он, собака…»)
«Сексуальные девушки» – солистки группы «ВИА ГРА», солистки группы «Блестящие».
«Ласточка» – наивная милая девушка, которая еще верит в то, что Любовь, как светлое и высокое чувство, СУЩЕСТВУЕТ.

В материале использованы фотографии: Юрия ФЕКЛИСТОВА
Женева КЛИН (Журнал “Огонёк” №47 от 28.12.2003, стр. 6)

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

шестнадцать − двенадцать =