Сергей Шнуров о деньгах, таланте, ЗОЖе и Грете Тунберг: «Самореализация и свобода — абстрактные понятия из шоу Дудя»

Сергей Шнуров о деньгах, таланте, ЗОЖе и Грете Тунберг: «Самореализация и свобода — абстрактные понятия из шоу Дудя» Интернет
Лидер группировки «Ленинград» в большом интервью Forbes — о сходстве Владимира Путина и Владимира Зеленского, разнице между Тимати и Михаилом Фридманом, перспективах нового поколения и бесперспективности веры в деньги и просмотры на YouTube.
Поделиться в соцсетях:

Лидер группировки «Ленинград» в большом интервью Forbes — о сходстве Владимира Путина и Владимира Зеленского, разнице между Тимати и Михаилом Фридманом, перспективах нового поколения и бесперспективности веры в деньги и просмотры на YouTube.

Сергей Владимирович, вы предприниматель?

Предприниматель, я же предпринимаю какие-то действия. Наверное, предприниматель, но не бизнесмен.

Согласно последним подсчетам Forbes, ваш доход составил $14 млн за год. Сложно ли удерживать такую планку ежегодно? Как сейчас обстоят дела?

Сейчас инфляция, мне кажется, что нужно больше зарабатывать. По крайней мере, стремиться. Не знаю, сложно или не сложно. В шоу-бизнесе, наверное, непросто, поскольку рыночек у нас неглубокий. Шоу много, бизнеса мало, поэтому в России непросто.

Ваш основной доход — концертная деятельность?

В основном да. Рекламные контракты — примерно 30%, а, может быть, и 20%.

Деньги побеждают зло?

Не думаю, не думаю. Деньги — побочный эффект от радости жизни. Это как выхлопные газы от самолета. Для того чтобы самолету лететь, ему нужно выбрасывать энергию через сопла. С деньгами то же самое: ты что-то делаешь и производишь деньги.

Но художник должен быть при этом голодным? Талант меряется коммерческим успехом?

Конечно, конечно, меряется. Эта легенда о голодном художнике родилась в эпоху немецкого романтизма и существовала всего лишь два века. Потом весь этот миф раскрутился с помощью сериалов и телевидения, всем показали голодного Ван Гога, объявили его гением. При этом все забыли о том, что был Микеланджело, был Леонардо да Винчи — очень обеспеченные люди, художники, возможно, даже посерьезнее, чем Ван Гог.

Ваш тур по стадионам — некая миссия или это действительно коммерчески выгодно? Многие артисты говорят, что, например, собрать «Олимпийский» не так выгодно, как ту же аудиторию собрать 3–4 раза в «Крокусе». Что со стадионами?

Думаю, это зависит от целевой аудитории. Нам выгодно собирать два «Олимпийских». И восемь «Крокусов» выгодно. Поэтому что выгоднее, не знаю, я не считал. Наверное, если у тебя основная концертная площадка находится в Москве и по регионам ты не очень собираешь, тогда имеет смысл играть в «Крокусе». А у нас основной ресурс — это все-таки время. Зачем нам играть восемь концертов в одном и том же месте?

Вы рассказывали, что после выхода песни «Лабутены» количество приглашений на корпоративы сильно увеличилось. Перед Новым годом выступление стоило $100 000. Сейчас ситуация такая же?

Плюс-минус. Ты же сам придумываешь себе цену. Вот хочется тебе играть много корпоративов — объявляешь $100 000, $90 000. Хочется играть мало — говоришь $150 000. Хочется играть крайне редко — $200 000.

Это работает только при очень высоком уровне цитируемости, успеха, узнаваемости?

Это зависит от того, насколько ты классно делаешь свое дело. Вот мы корпоративы играем лучше всех в стране. Поэтому мы себе можем позволить так формировать цены. Круче нас никто тебе праздника не сделает на ограниченном пространстве. Нет таких артистов.

Есть какие-то составляющие успеха? Почему именно вы лучшие в корпоративных выступлениях?

Мы просто думали в эту сторону, мы придумывали, как сделать это шоу, и мы его сделали. Все остальные же в основном думают о том, как отразить свою бессмертную душу с помощью семи или двенадцати нот. А мы об этом не думаем, мы занимаемся практическими вещами.

С момента выхода альбома «Мат без электричества» прошло около двадцати лет, и две композиции [из этого альбома] на iTunes отмечены звездочкой как самые скачиваемые  «Шоу-бизнес» и «Дикий мужчина». [Текста припева «Дикого мужчины»] «Яйца, табак, перегар и щетина» до сих пор собирает стадионы, все любят эту песню. Но что насчет вашего образа жизни? За столько лет он поменялся?

Я уже не помню, когда мы последний раз ее [песню «Дикий мужчина»] исполняли. Лет восемь тому назад, наверное. Но дело не в том, как поменялся мой образ или не образ. Это же лирический герой. Недаром сцена — это сцена. Вот я выхожу и, предположим, пою: «И Ленин такой молодой». Это не значит, что Ленин жив и молодой, это песня. Ну относитесь, пожалуйста, к песням как к произведениям искусства. А искусство — это то, что создано искусственно. Вы же не верите Михаилу Ефремову, когда он играет Гамлета, правильно? Вы же не говорите: «Миша, да ты что, ты же не Гамлет, ты же Миха Ефремов». Вот в данной ситуации он Гамлет.

Вы сейчас ведете здоровый образ жизни, придерживаетесь правильного питания?

Ну это мифы, это современные мифы. Никакого правильного питания нет. Что такое правильное питание? Это то, что прочитали в журнале «Мужское здоровье». В журнале «Мужское здоровье» пишут определенные фирмы, которые продают гантели. Ну, пожалуйста, покупайте гантели, делайте им деньги. Это способ развития современной экономики, которая зашла в тупик. Человечеству придумали здоровый образ жизни, теперь они стремятся к этому, окей. Вы видели когда-нибудь двухсотлетнего качка?

В России среди предпринимателей есть устоявшаяся традиция: чтобы бизнес пошел хорошо, нужно обязательно вместе крепко выпить с партнером. За вами, так или иначе, идет стереотип такого образа жизни. Вам это помогает в предпринимательстве, творчестве?

В принципе в России без выпивки ни один бизнес не пойдёт. Почему американские компании, которые приходят к нам со своими тимбилдингами, терпят неудачу? Потому что здесь на других устоях все существует. Конечно, постепенно ситуация будет меняться, ничего вечного нет. В принципе сейчас, я полагаю, какие-нибудь химические наркотики вполне себе вытесняют пиво где-нибудь в моногородах. Поэтому все меняется.

Сколько в вашей жизни было удачных договоренностей или важных знакомств благодаря алкоголю или разговору в курилке?

Дело в том, что я не бизнесмен, поэтому всех этих знакомств, конечно же, не помню. Продвижение моего продукта не зависит от социальных связей. Мне не нужно быть в друзьях у Константина Эрнста, чтобы разместить свой продукт, мне не нужно дружить с главным редактором журнала Forbes, чтобы услышали мою песню.

Вы как-то говорили в интервью, что в нашей стране надо продавать алкоголь и, по-моему, легализовать марихуану, но главное, чтобы было высшее образование.

Нет, про марихуану я ничего не говорил, потому что марихуана — это не исконно русский продукт, не православный. Как мы только станем православными растафарианцами, тогда можно будет и марихуану. Но пока этого не происходит. Это такая шутка, это смешно. Мне кажется, что нет никакой взаимосвязи между высшим образованием и алкоголем. Это то же самое, как продавать семечки только брюнетам. Смешно.

Песня «Шоу-бизнес», содержание всем известно. В российском шоу-бизнесе что-то поменялось с тех пор?

Да не просто в российском шоу-бизнесе, вообще в бизнесе много что поменялось за это время, двадцать лет прошло, извините меня. Уже от гибридного автомобиля шагнули к Tesla, уже электромобиль вовсю ездит. Конечно, изменилось все! Сейчас бизнес строится на том, что ты продаешь и торгуешь и тиражируешь, собственно говоря, образы, даже не еду, даже не продукт, а картинку.

Вы согласны с тем, что сейчас гораздо важнее мнение аудитории, а не связи? Это к разговору об Instagram и других соцсетях.

Фактически ты стал производителем, любой пользователь Instagram стал производителем медиа, у него появился свой инструмент, который доставляет в мозги аудитории какие-то сигналы. Не понятно, что такое доверие. В XXI веке это как? Мне кажется, аудитория сейчас никому не доверяет. Она либо очарована, либо нет. А вот осознанность в этом тыканье в Instagram — да перестаньте. Доверие — это все-таки из области XX века.

А как же Грета Тунберг, которая выступала в ООН? Она говорила очень правильные вещи.

На мой взгляд, она сказала очень неправильную вещь. Она сказала, что представители больших фирм у нее украли детство, будущее. Неправда. Новое поколение, которое она представляет, 16-летние, они убийцы стариков. Старики умрут, а эти останутся, как в фильме [Валерии] Гай Германики «Все умрут, а я останусь». У нее будущее прекрасное будет. Неплохое начало — в ООН выступила в 16 лет. Вот вы в 16 лет выступали в ООН?

Нет, еще нет.

То, что она говорила — абсолютно все это давление на какие-то эмоциональные стороны. «Остановите прогресс, не выпускайте больше ничего!» Ха! Это смешно.

А то, что сейчас [Владимир] Зеленский, человек творческой профессии, не профессиональный политик, стал президентом?

Зеленский — абсолютно профессиональный политик. Он на почве сериала «Слуга народа» подготовился, стал профессиональным политиком, потом вышел в реальную политику. А что такое политика? Вот чем Путин отличается от Зеленского? И того и другого показывают по телевизору. И тот и другой должен более-менее нормально говорить. Все. Что мы дальше знаем о политике? Больше ничего.

Как вы оцениваете перспективы [Юрия] Дудя в политике? Он туда соберется когда-нибудь?

Все зависит от того, насколько будет моден его образ. Если через двадцать лет, положим, все дети будут ходить с татуировками на лице, то понятное дело, что в битве Дудя и [рэпера] Face победит Face. Если мода будет другая — на спортивное тело, на прическу вверх, — победит Дудь. Дело-то в стилистике.

А к его документальным фильмам как вы относитесь?

Очень длинно для меня, у меня нет трех часов времени, чтобы еще посмотреть про Беслан. Интервью тоже давно не смотрел. Бросил где-то как раз после интервью с Face, года 2–3 тому назад. Мне кажется, там ничего не поменялось.

Ваша цитата: «Главное в жизни  определиться, где твое место и что ты за птица». Сейчас есть какие-то добавления к списку главных ценностей в жизни? Может быть, это самореализация, свобода?

Что такое самореализация? Что такое свобода? Это все абстрактные понятия из шоу Юрия Дудя, для детей. Никакой самореализации нет. Человек является абсолютно социальным животным, которое пытается отсрочить смерть любыми способами. Кто-то снимает фильмы, как Юрий Дудь. Для того, чтобы просто прожить чуть-чуть подольше и кинуть семя, больше не для чего. Какая самореализация? Вы о чем? О татуировке на лице?

Если бы вам сейчас было лет 18, до начала «Ленинграда», чем бы вы занимались в 2019 году?

Вот будь мне сейчас 18 лет и понимай я, что моя жизнь представляет какую-то ценность, я бы совершенно точно занялся какой-нибудь физикой, какой-нибудь фундаментальной наукой. Это единственное, чем стоит заниматься вообще, все остальное — фикция. Причем говоря про науку, я не имею в виду деньги. Если нужны деньги, то, конечно, видеоблогером нужно становиться. Господи, что ж тут думать-то?! Тут думать особенно не надо. Это не мой путь. Нужно быть инвалидом нетрадиционной ориентации и вести бьюти-блог в Instagram.

У вас есть песня «Путин». Это чистый вымысел или все же основано на каких-то фактах?

Нет, это песня обывателя, который проецирует собственную жизнь на всех. Ему покажи портрет Юрия Гагарина, он будет думать, как он там в космосе доставал малек водки. Что-то такое. Обывательский взгляд на жизнь. Каждый человек пропускает чужую жизнь через себя. Ему кажется, что все живут точно так же, как он.

Шпана под окнами не поет больше: «Ноу, ноу фьюче?»

Нет, не поет. А как-то в последнее время вообще перестали петь, и слава богу. Все слушают в машине музыку. Музыка заняла ту самую нишу, которую и должна занимать. Это некое сопровождение в долгой дороге. Больше ни для чего. Я давно не видел, чтобы специально люди собирались и что-то слушали.

Возможно, сам посыл «Ноу, ноу фьюче» в том, что нас ждет прекрасное будущее?

Нет, не ждет.

То есть правильнее привести ваше высказывание с выставки на Гоголевском бульваре — «Россия, как и любая империя, склонна к распаду»?

Она вначале склонна к экспансии, а потом, конечно же, к развалу. Так и бывает всегда. Кого «нас» [ждет прекрасное будущее], опять же? «Нас» — это кто?

Молодое поколение. Возможно, как раз те, кому сейчас 16 лет.

Я, честно говоря, за молодое поколение абсолютно не переживаю. После появления ГМО вопрос со жратвой решен. После распространения порнографии в сети вопрос с какой-то сексуальной жизнью тоже вроде как решен. Доминировать в какой-то компании можно с помощью лайков. Здесь не требуются ни кулаки, ни физическая сила. Для того чтобы выглядеть прекрасно, достаточно фотошопа, поэтому молодое поколение находится в совершенно замечательных условиях. Только жить неинтересно.

А если YouTube закроют, Instagram запретят — это сейчас обсуждается, — что сделает молодое поколение? Пойдет на улицу? Или просто скачает себе VPN?

Я думаю, что те, кто пойдет на улицу, получат дубинкой по зубам. А дальше — они ж такие все духовитые — обратно вернутся домой. Все. На этом все закончится.

У вас есть приятели из списка Forbes?

Есть.

Есть какое-то качество в этих людях, которого у вас нет, но которое вам импонирует?

Наверное да. Какая-то витальность и отсутствие сомнений. Я вот человек сомневающийся. Мне любые мои решения даются довольно тяжело, потому что я вижу жизнь с разных углов. Думаю, был бы я попроще, мне было бы полегче.

Возникало когда-нибудь желание заняться своим бизнесом, смотря на них?

Нет, а что такое «заниматься бизнесом»? Нет такого занятия. Кому-то нравятся финансы. Он просто упивается этими цифрами, как иной танцор танцует балет. Ему нравится. Человек под это заточен. Я не испытываю такого удовольствия от каких-то облигационных махинаций. Если бы я испытывал, конечно, этим занялся.

Но Тимати, например, делает гамбургеры. Вы не хотите сделать нечто подобное?

Вы не путайте бизнес и, так сказать, кулинарию. Кулинария и гастрономия — это все-таки сомнительный бизнес. При том, что на планете Земля сейчас 7,8 млрд [жителей] уже, представьте оборот Тимати. Сколько он этих булок напечет? Это смешно. По сравнению с той же самой Tesla или с iPhone. iPhone — это бизнес. [Михаил] Фридман — это бизнес. А Тимати — это не бизнес.

Вы выступаете перед бизнес-элитой страны. Как вы можете их охарактеризовать? Что поменялось за двадцать лет?

Меняются вкусы. Я давно не участвовал в вечеринках, где бы принимали в пионеры. Раньше это было повсеместно. В начале 2000-х на фоне общей ностальгии по Советскому Союзу бесконечно все друг друга принимали в пионеры. Сейчас это как-то отпало.

Расскажите о самой дорогой вечеринке российского олигарха, на которой вам довелось выступить.

Сильно преувеличены слухи о каких-то размахах. Салюты были дорогие, исчисляемые миллионами. Но то, что живет в сознании обывателя, что свежеприготовленные балерины из Мариинского Театра на вертелах подаются, такого не было никогда.

Как вы следите за своим здоровьем? Есть какие-то особенные правила?

Правила элементарные. Раз в год проверяться у врачей. Сдавать кровь, мочу.

А знаете какие-нибудь лайфхаки вроде «выпил бокал вина  надо выпить стакан воды»?

Это все ритуалы, мифология, бред. Люди выживали в разных условиях. Цивилизации человека, в которой он стал заниматься сельским хозяйством, 12 000 лет. За 12 000 лет чего только не было. И бубонная чума. Выпейте два стакана воды в день, и [все] будет у вас отлично. Конечно. И бубонная чума вас минует.

У вас сейчас есть мечта? Досягаемая или нет, неважно.

Я не меряю успехом вообще ничего. Мне неинтересно. Что такое успех? Это иллюзия.

А чем меряете? Банковским счетом? Просмотрами на YouTube?

Нет, интересом. Банковский счет — это тупик. Как в небезызвестном произведении «Золотой теленок»: «Шура, сколько вам нужно для счастья?» И если есть такая цифра, которая определяет твое счастье, то видимо счастье — что-то не то. Потому что никакая цифра твое счастье не определяет. Получив определенную сумму, ты становишься в тупиковую ситуацию. У тебя возникает экзистенциальная пустота. Ты не понимаешь, зачем жить. Вот ты заработал, придумал себе миллион долларов. Кстати, группа Doors. Почему товарищ у нас так в 27 скапустился? Потому что группа Doors организовалась с определенной целью. Они хотели заработать миллион долларов. Вот они заработали миллион долларов. А дальше что? Все.

Переживаете из-за просмотров в интернете?

Нет, конечно. Для меня это не является ценностью. Потому что нужно понимать, что если у тебя сегодня классные просмотры, то завтра их не будет. Любая слава человеческая крайне недолговечна. Цепляться за нее, стремиться к ней — это путь в никуда.

В ваших песнях часто поднимается тема безделья, наслаждения им. Вы ленивый творец, но при этом востребованный, или на самом деле за кулисами все это каждодневный тяжкий труд?

Да нет, это было такое время, когда мне казалось, что ничего не делать просто честнее, чем что-либо делать. Сейчас ситуация поменялась. Все меняется. Всем кажется, что они нашли ключи от этого замочка под названием жизнь, но это не так. Жизнь гораздо хитрей, она пластичней, она умнее любого бьюти-блогера.

Многие утверждают, что главное в жизни  семья. А вы какой отец? Как воспитываете детей?

Опять же, самое главное — это семья. У меня есть книжка. Называется «Секс в первобытных сообществах». Там рассказывается о том, что в принципе никакой семьи очень-очень давно не было. Что это все случилось в момент сельскохозяйственной революции, не так давно. Когда человек стал пшеницу выращивать, пасти овец, приручать коров и собак. Вот тогда появилась семья. Поэтому семья что значит? Сейчас, наверное, уже семья не самое важное. Потому что мы живем в условиях смены парадигмы. Здесь у нас общество-то не аграрное давным-давно. И даже не индустриальное, а постиндустриальное. Цепляться за семью можно. Но что ты будешь делать, если твоя семья разрушится? Тогда какое основание для твоей жизни? Зачем ты тогда будешь жить?

А наследники? Не целая семья, а сын.

Сын — классная история. Ты вкладываешься в сына всю жизнь. Думаешь, что ты живешь ради сына. А он возьми и реши так, что он будет наркоманом. И? Это значит, ты проиграл. Получается, жизнь ты прожил зря. Значит, ты совершенно никчемный. Иди, вешайся. Или, положим, сын твой сказал: «Папа, иди ты». Мне не нравится такая жизнь. Эти зацепки за семью, я показываю их уязвимость. Это уязвимая позиция. У тебя кроме себя нет фактически никого. У тебя есть ты, твоя голова и твои идеи. Все остальное — это только костыли, которые рано или поздно вылетят у тебя из рук.

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

11 − 4 =