Сергей Шнуров — о возвращении «Ленинграда», рецепте успеха и всенародной популярности

Сергей Шнуров — о возвращении «Ленинграда», рецепте успеха и всенародной популярности Интернет
В 2019 году группировка «Ленинград» отыграла финальный тур, пообещав вернуться, если настанет подходящий момент. И вот это время пришло. 10 сентября команда вернется к зрителям с единственным концертом на московском стадионе «Лужники». О грядущем шоу, и не только, мы поговорили с Сергеем Шнуровым.
Поделиться в соцсетях:
С момента последнего концерта «Ленинграда» его лидер успел написать множество новых актуальных стихов и песен. Свежие клипы регулярно появлялись в Сети и набирали по несколько миллионов просмотров за день. Их главной героиней стала Зоя — певица и актриса Ксения Руденко. Она появится и на сцене «Лужников», а вместе с ней — вокалистки «Ленинграда» Флорида Чантурия и Виктория Кузьмина. Сергей Шнуров ответил на все вопросы о новом звучании группы, а также рассказал, почему музыка — продукт скоропортящийся, описал свой дачный распорядок дня и объяснил, почему «Ленинград» — классика во всех смыслах этого слова.

— Что будет происходить на концерте в «Лужниках» 10 сентября, какую программу готовите, кто появится на сцене?

— На сцене, окромя нынешнего состава «Ленинграда», будет еще симфонический оркестр «Глобалис». Еще, скорее всего, будут девушки на подпевках, которые поют госпел. Хочу сделать такое сложное многоголосие, аранжировать всё это дело каким-то таким специфическим симфоническим образом со вставками, не характерными для нашей группы. А программа будет состоять в основном из классических произведений «Ленинграда». Но так как современность ускорилась и те песни, которые были выпущены месяц назад, уже становятся классикой, то и новые песни тоже будут.

— Трек-лист уже готов или будете собирать программу ближе к делу, по настроению?

— Так как песни сочиняются со скоростью не знаю даже чего — печения пирожков или печений, — то, понятное дело, что если сочинится какой-то бойкий хит, то он обязательно встанет в программу, а так основной костяк уже собран.

— На сцену выйдут не только девушки из старого состава, но и Зоя. Были ли уже совместные репетиции, как они «зазвучали» вместе?

— Дело в том, что Зоя выступает в составе «Ленинграда» уже довольно давно, она интегрирована туда, и на тех частных мероприятиях, которые мы играем регулярно, Зоя всегда присутствует. Всё сыгранно, спето, разложено на многоголосие, с Флоридой Чантурией они взаимодействуют вовсю.

— Возвращение «Ленинграда» заявлено как единственный концерт. Пока рано говорить о том, что будет происходить после «Лужников»?

— Я настроен сейчас на единственный концерт, а дальше — как повернет судьба, постольку всё быстро меняется. Неизвестно вообще, будут ли актуальны концерты или совсем неуместны — не знаю. Ну и потом — будет ли у меня желание продолжать выступать на сцене.

image description
— Анонсируя концерт, вы сказали, что на ваше место не пришел никто из молодых и вот приходится снова брать дело в свои руки. Дайте совет всем, кто сейчас решил собрать свою группу: какими нужно быть, чтобы прогреметь, как «Ленинград»?

— Как мне кажется, надо искать свой стиль, свой почерк, свою интонацию, которая была бы узнаваема буквально с первых нот. Тогда ты становишься уникальным. Сейчас большой, мне кажется, дефицит уникальности. Потому что все стали похожи на всех — и звучанием, и темами, и мелодическими решениями, и даже какими-то голосовыми обработками. Унифицированы все. А унификация не способствует узнаваемости и популярности. Вот такой совет: ищите свой стиль.

— «Ленинграду» в этом году исполнилось 25 лет. Как вы сами сказали, на нем выросло целое поколение. Опишите человека, который «вырос на песнях „Ленинграда“». Как вы думаете, какой он, типичный представитель этого поколения?

— Дело в том, что аудитория у «Ленинграда», как мне кажется, нетипичная. Она связана больше не с родом деятельности, не с социальным классом, а скорее с настроением. Вот есть такое настроение — «Ленинград», когда гори всё огнем и хочется рвануть рубаху и сказать: «Нет! Я не принадлежу этому миру, а принадлежу самому себе и что хочу, то и ворочу».

— Вы обращаете внимание на возраст зрителей в зале?

— В основном, мне кажется, наша аудитория — вокруг тридцати, ближе к сорока годам. Не сказал бы, что это мои ровесники, хотя и моих ровесников тоже полно. Я видел на концертах и 70-летних поклонников нашего творчества. Как-то раз к нам приходил на концерт 90-летний дед. С настроением «Ленинград», с каким-то таким ощущением жизни, с горящими глазами, довольно бойкий, энергичный он был, несмотря на столь преклонный возраст.

image description
— Вместе с вами на сцену выйдет симфонический оркестр «Глобалис». Как пришла идея поработать с ним?

— Дело в том, что мне хотелось как-то подчеркнуть ту классическую составляющую, которая, бесспорно, в «Ленинграде» уже присутствует просто в силу возраста. В силу того, что 25 лет эти песни так или иначе звучат из автомобилей, утюгов и сковородок. И когда люди едут на дачу, они обязательно вспоминают, что там нужно делать. Довольно много было придумано мной таких, не побоюсь этого сравнения, русских народных поговорок, которые вошли в культурный код страны и стали классикой. А симфонический оркестр подчеркивает эту классическую составляющую, как бы нагло это ни звучало.

— «Ленинград» сам по себе почти оркестр, не будут ли песни звучать слишком сложно с таким количеством инструментов? Вы уже слышали первые аранжировки?

— Большинство песен мы уже как-то собрали, совсем уж нарочитой сложности там нет. Какая-то атональная музыка, понятное дело, нам не идет, Шнитке и Штокхаузены тут вряд ли помогут. Мы стремимся в сторону звучания оркестра Поля Мориа. Когда скрипичная группа повторяет голосовую мелодию, является поддержкой, когда духовая группа не мешает. В принципе, это можно назвать симфонической эстрадой.

— Выступления с оркестром — идея далеко не новая, почему не делали этого раньше?

— Потому что «Ленинград» еще не был классикой. Теперь стал и вполне может позволить себе сыграть с симфоническим оркестром, подчеркивая свое классическое положение в русской культуре.

— Вы говорите, что практически не читаете новости и не следите за повесткой. А за тем, что происходит в музыке? Слушаете какие-то новые релизы?

— Волей-неволей. Я езжу на машине и иногда позволяю себе включить радио. Специально не слежу, поскольку сейчас профицит музыки и, чтобы как-то находиться в этом потоке, нужно огромное количество свободного времени, которого у меня нет. Я все-таки предпочитаю не потреблять, а создавать.

image description
— За последнее время отметили для себя что-то качественное?

— Вся музыка сейчас — это касается и поп-музыки, и даже какой-то совсем попсы — в том, что касается качества звучания, если сравнить с 90-ми, — это невероятный уровень. Все звучат очень неплохо. Работа аранжировщиков и звукооператоров — она прям слышна. В этом смысле мы совсем молодцы. С формами всё прекрасно, вопрос скорее к содержанию.

— Насколько реально пробиться с хорошим материалом через инфошум?

— Дело в том, что сегодня хороший трек завтра может стать плохим. Музыка стала настолько скоропортящимся продуктом, что здесь важно чувствовать и время, и место, и уместность, и общую контекстуальную информационную структуру. Потому что, понимаете, вот ты выпускаешь трек — а на Москву падает метеорит. Здесь уже, какой бы трек хороший ни был, он будет просто неуместен.

— Возможно ли сейчас записать песню, которая через двадцать лет окажется классикой?

— Кто предполагал, что группа «Руки вверх» станет вполне себе классическим явлением? Что эти незатейливые куплеты с совершенно ужасными рифмами настолько будут востребованы и настолько прошьются нам в голову, что при первых же нотах мы пускаемся в пляс? Никто не знает, почему так получилось. Рифма «везде — уже», по идее, должна вызывать отторжение, но она вызывает восторг.

image description
— Под вашими последними видео много комментариев в стиле: «Никогда не слушал „Ленинград“, а тут втянулся». Этой новой аудитории достаточно последних треков или, чтобы понять, что такое «Ленинград», нужно изучить «классику»?

— Сдается мне, что мимо «Ленинграда» ни одна живая душа не проскочила, так или иначе. Мне кажется, ни один день рождения не обходится без нашей песни «День рождения». Это уже в народе, это никуда не денешь. Поэтому знакомиться с творчеством «Ленинграда», мне кажется, не нужно, потому что нет таких людей, которые не слышали ту же песню «WWW», ну никуда ты от нее не денешься, она звучит везде и до сих пор.

— Голограмма группы ABBA «давала концерт». Группа «Кино» играла без Цоя. Насколько совместимы концерты «Ленинграда» и подобные высокие технологии?

— Я думаю, не очень совместимы, поскольку мы за живое непосредственное общение. Это всё равно что конференция по скайпу. Это разные вещи. Я вот против скайпа, мне его мало, я предпочту все-таки приехать на личную встречу. Поэтому технологии технологиями, я ни в коем случае не являюсь луддитом, я бы не хотел ничего ломать, но я понимаю, что нам это скорее не идет. Кому-то не идет смокинг. Есть люди, у которых такая фигура. Это нужно просто понимать и не пытаться в него влезть.

image description
— Вы рассказывали, что всю пандемию просидели на даче. Как выглядит один день из жизни Сергея Шнурова — дачника и в принципе какой образ жизни вам ближе, городской или загородный?

— Мне ближе загородный. Смотрите, у меня всё довольно тривиально и банально, я думаю, как у большинства. Я просыпаюсь, делаю зарядку — ежедневно посвящаю этому вопросу где-то час. Потом завтракаю, общаюсь с детьми, играю с кошками, общаюсь с женой, потом мы с женой вместе начинаем готовить какой-нибудь обед, обедаем, после этого расходимся по своим кабинетам, начинаем что-то читать, к вечеру обязательно совместная прогулка, обсуждение чтения, после — ужин, дальше — опять дети-кошки, ну и, собственно, сон.

— Вы и музыкант, и поэт, и актер, и телеведущий, и художник, и продюсер. Если бы нужно было выбрать одну самую важную ипостась, что бы вы написали о себе одним словом в условной «Википедии»?

— Я бы, наверно, выбрал такое же определение, как Остап Бендер. Только он был великий комбинатор, а я просто комбинатор.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

17 − 12 =