Сергей Шнуров станет “Шнурком”?

Сергей Шнуров курит. 2004 год. Портрет с сигаретой в кепке Интернет
Поделиться в соцсетях:

Сочинителя и исполнителя, лидера группы “Ленинград” Сергея Шнурова, который предпочитает, чтобы его называли просто Серега или, еще лучше, Шнур, уговорить на интервью ох, как трудно. Всех журналистов он отсылает к своей секретарше, а та отправляет их заявки, изложенные по ее же просьбе письменно, сразу в корзину. “Вот за что я и ценю ее!” – честно признался мне потом Шнур. Но для “Труда” сделал исключение: “Это ж народная газета!”

В своей среде, равно как и у многочисленных поклонников рок- и поп-музыки, он известен как трудоголик и выпивоха, философ и коллекционер, блестящий импровизатор и… заядлый матерщинник. Вот и во время нашей с ним беседы звучали запредельные выражения. В печати, разумеется, пришлось эту лексику смягчить, хотя иногда, ради сохранения оригинальной экспрессии, я кое-что оставила – естественно, с многоточиями. Поразительно, но в своем “индивидуальном” стиле Сергей рассуждал даже о высоком искусстве – в частности, о выставке живописных работ петербургских художников в Манеже на Исаакиевской площади. Затронули же мы эту тему потому, что на экспозиции впервые выставлялись и работы рок-музыкантов…

– Серега, ты знаешь, что на твои картины в Манеже народ валил валом?
– Нет, мне по фигу. Картины и картины – я их и раньше видел.

– Давно живописью балуешься?
– Можно сказать, с детского сада. Я там и издателем стал: пацаны рисовали картинки, а я все их собрал, сшил и назвал журналом. По молодости хотел стать искусствоведом, поступил на архитектурный факультет Инженерно-строительного. Честно проучился полгода. На самом деле цель у меня была одна – чтобы меня никто не трогал и я бы мог заниматься чем хочу. Высшего образования, слава Богу, не получил. Диплом мне не нужен, лишняя корочка. И так жизнь – сплошные бумажки.

– Специалисты отметили в твоих работах веяние импрессионистов…
– Этот “импрессионизм” – оттого, что я давно не брался за кисть. Скрываю им изъяны техники.

– Бизнес на картинах не собираешься делать?
– Продавать их сейчас стратегически не выгодно. Чем дольше будут “светиться” на выставках, тем дороже станут. Поэтому пока все предложения о продаже отметаю.

– Не боишься покушений со стороны грабителей? Твой коллега – музыкант Борис Гребенщиков жаловался, что его картины воруют.
– Ну ты хватила – Гребенщиков. Это же какая величина в изобразительном искусстве!

– Живопись для тебя – это хобби или путь к самореализации, сравнимый по значению с музыкой?
– Да просто так случилось в жизни – вот занялся ею, не знаю почему. Но не самореализация – точно. На хрен она мне!

– Ты без ругани совсем не можешь?
– Я выражаюсь только в том случае, если не нахожу равноценного слова. Вот ты знаешь, например, синоним слову “п…ц”?

– Может быть, конец света?
– Ну что ты, конец света – это гораздо мягче.

– Помнишь, когда в первый раз “крепко выразился”? Может, наблюдая за футболом?
– Может, и так – сказать трудно. Вообще я футбол люблю и за “Зенит” болею уже тысячу лет. Но сейчас реже смотрю, работы много.

– С кем-то из зенитовских футболистов поддерживаешь отношения?
– С Саней Кержаковым и Андрюхой Аршавиным. Как именно с ними познакомился, точно уже не помню. Город наш маленький: может, на дне рождения у кого встретились…

– Во время матчей на стадионе “Петровский” сидишь, наверное, в ложе для очень важных персон?
– В этой ложе нормальному человеку делать нечего. Там такой смурной народ собирается! А в 13-м, “фанатском”, секторе – совсем уж дикий. Я люблю нормальных болельщиков, поэтому устраиваюсь либо на 1-й трибуне, либо на 10-й. Один раз смотрел футбол из ложи прессы. Разочаровался. Скучные люди – журналисты. Что-то пишут в своих блокнотах, время от времени поглядывая на поле, эмоций – ноль. Я если хожу на футбол, так чтобы выплеснуть энергию.

– Слышала, что ты, будучи болельщиком, сильно не любишь при этом футбольную сборную России?
– Кто ж ее полюбит, если она так играет!

– Ладно, тогда хватит о футболе. В январе будущего года грядет 10-летие твоей группы “Ленинград”. Уже готовишь юбилейную программу?
– Да чего там, пора закрывать этот проект, подводить черту. Я вообще не люблю юбилеи. И потом мне в апреле исполняется 33 года. Возраст солидный, надо уж заняться делом. Когда я смотрю на седых дядек, поющих о проблемах 15-летних пацанов, мне это кажется безумием. Не хочу уподобляться.

– То есть в начале будущего года твоя группа прекращает существование – прощайте, концерты, альбомы?
– Ну почему, может, время от времени и будем собираться, чтобы тряхнуть стариной. Ребята мои без “Ленинграда” не пропадут, я знаю. Они и сейчас активно участвуют в разных проектах. Например, в питерской группе “Спитфайер” (Spitfire). Вся эта ерунда с гитарами – дело молодых. А я буду писать музыку для кино. И молодежь продюсировать. У меня уже соответствующая контора есть, называется “Шнурок”. Туда незнакомые ребята присылают мне по Интернету диски со своей музыкой. Я стараюсь все присланное прослушивать.

– Интернет-общение предпочитаешь привычному “живому”?
– Не совсем так. Но оно проще, и ответственности там меньше. Если ты в интернет-чате послал кого-то, тебе за это совершенно точно не дадут по ушам.

– А в кино, кроме написания музыки, не хочешь сняться в качестве актера?
– Режиссер Сергей Соловьев приступает сейчас к новому проекту – “Асса-2”, и там я появлюсь на экране. Моя роль – это я сам, ни больше ни меньше. Честно сказать, никогда не думал, что познакомлюсь с самим Соловьевым!

– В первом фильме “Асса”, снятом еще в 80-е годы, звучала музыка Виктора Цоя, он сам исполнял ее с группой “Кино”. Не боишься сравнения?
– Обе “Ассы” – бывшая и будущая – несопоставимы. А сравнение с Цоем вообще бессмысленно – личности такого масштаба, как он, за минувшие годы не появилось. Даже близко никто не стоял. А себя я реально оцениваю. Я – не Цой. Я совершенно другой… Сценарий мне очень понравился. Немножко спекулятивный, правда, потому что… нет, не имею права говорить – пусть сперва картина выйдет. Ну разве что скажу: там еще альтист Юрий Башмет будет сниматься.

– А музыку к фильму кто сочиняет?
– По идее я должен чего-то написать. Но подумываю об этом пока вскользь. Мне бы пережить премьерные показы “Бумера-2”! Много презентаций намечено, не спиться бы.

– Ты как, кстати, борешься с этим “синдромом”? На сцене, должна сказать, выглядишь обычно в порядке.
– Делаю себе коктейль “Мохито”: лед, мята, ром – желательно не “Баккарди”, а “Гавана-клаб” – и сок. Очень поправляет с бодуна. Рекомендую.

– А любимая закуска есть?
– Есть, сам ее гениально готовлю. И рецепт простой. Берешь банку икры минтая, открываешь и ешь. С черным хлебом, понятно. И с маслом.

– В “Бумере-2”, слышала, работа далась тебе нелегко…
– Последним “Бумером” горжусь больше, чем первым. Судя по нему, мне кажется, что Сергей Шнуров как композитор вырос. Сейчас даже не представляю, как смог написать, поднять все это. Работа шла в очень плотном режиме, в ней так или иначе участвовало много заинтересованных лиц. “Бумер-2” – более глубокое кино, чем может показаться на первый взгляд. По крайней мере, я его таким вижу. Это фильм о том, что в ХХI веке невозможно существование пассионарных личностей. Герои никому не нужны. Особенно в России. Это в ХIХ веке можно было свободно быть революционерами. Сейчас – глупо. Нет места для подвигов. Потому что все эти локальные войны, “горячие” точки поставили под сомнение само значение слова “подвиг”, взяли его в кавычки. В этих войнах есть какая-то жуткая манипуляция и игра. Людьми управляют политтехнологи.

– В прошлом году на петербургском телеканале прошел документальный фильм “Ленинградский фронт” с твоей музыкой. После его показа критика признала тебя не просто прикольщиком, но серьезным музыкантом. Радует?
– Не знаю, не думал об этом. Фильм действительно классный вышел. Горжусь этой работой. Идеологически проект очень хороший. Договаривались с телевизионщиками, что они выпустят его на DVD, тем более и аудитория просит, но они почему-то не торопятся. Недавно сделал еще один документальный фильм – “Окопная жизнь”. Она – о ветеранах Афгана, Чечни. Очень интересно было общаться с людьми, побывавшими в пограничной между жизнью и смертью ситуации. То, что почувствовал, понял в процессе съемок, в двух словах не расскажешь.

– В перспективе не планируешь выпустить альбом, который бы вдохновлял молодежь на добрые дела и праведный образ жизни?
– У нас очень много авторов, которые вроде бы занимаются этим. И как ни странно, результат всегда обратный. Я знаю людей, которые с замиранием сердца слушали, положим, патриотичного Александра Розенбаума и были при этом полнейшими сволочами.

– Какая тебе музыка нравится – не из собственных сочинений?
– Сейчас нравится русская классика. Много слушаю в последнее время Мусоргского. Кроме него, еще Римского-Корсакова. А вот оперы Глинки не люблю, потому что они длинные, “не мой формат”. У меня нет столько времени. Зато обожаю Прокофьева и Альбинони. Всех вождей хоронят под “Адажио” Альбинони. Это здорово. На свою панихиду тоже попрошу его исполнить. Хочу чинно лежать в гробу, в руках чтоб была сигарета, а выступающие пусть говорят: он был очень хорошим человеком, но любил курить, от этого и умер… Конечно, это задумка на отдаленное будущее. Пока, слава Богу, есть масса гораздо более животрепещущих задач.

Интервью из номера ТРУД 049 за 22 Марта 2006 г.
Безрукова Людмила

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

16 − 6 =